Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Цель профориентационной работы: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся школы.
Задачи:
- содействие профессиональному самоопределению обучающихся МАОУ "СОШ "Мастерград", в том числе в сфере Урбанистики;
- формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-деятельностной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
- информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ, города Перми и Пермского края);
- формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-деятельностной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды (Пермского края и города Перми);
- формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. При этом вся работа организуется классными руководителями при поддержке родительской общественности. Преобладание интерактивных и игровых технологий при организации профориентационных занятий в формате классных часов.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа "Я"); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. При этом вся работа организуется классными руководителями при поддержке родительской общественности.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Этому способствует участие обучающихся в:
профессиональных пробах, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку;
мероприятиях проекта «Профессиональные субботы», нацеленных на создание пространства выбора профессиональных сфер;
событиях проекта «Академические пробы», когда девятиклассники попадают в игровую среду, где ему предстоит сделать выбор своей образовательной траектории.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование допрофессиональных качеств в избранном виде труда через формулировку запроса на деятельностные пробы и их реализацию, коррекция образовательно-профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. Профориентационная работа организуется и сопровождается тьюторской службой. Информационное ресурсное пространство наполняется кураторами поточных групп.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
https://bvbinfo.ru/media/news/kak-sekonomit-sotni-tysyach-rossijskoj-seme-i-ne-p;
https://bvbinfo.ru/media/news/chto-na-samom-dele-dumayut-shkolniki-i-uchitelya-o;
https://bvbinfo.ru/media/news/eksperty-rasskazali-obyazatelna-li-proforientaciya;
Документы:
Программа по профориентации в МАОУ «СОШ «Мастерград» г.Перми
План профориентационной работы
Программа системы профессиональных проб
Презентация институционального проекта «Академические пробы»
Ресурсное профориентационное пространство